Рынок проседает, но пока есть спрос на отдых
В первой половине декабря во всем мире было выполнено на 20% меньше рейсов бизнес-авиации, так как спрос падает в связи с возобновлением ограничений в Северной Америке и Европе
Согласно еженедельному обзору WINGX Global Market Tracker, опубликованному в четверг, в первой половине декабря во всем мире было выполнено 147 353 рейса бизнес-авиации, что на 20% ниже, чем за тот же период прошлого года, так как спрос падает в связи с возобновлением ограничений в Северной Америке и Европе. Тем не менее, есть несколько устойчивых мест, которые находятся в элитных местах отдыха, особенно на курортах с теплой погодой в Карибском бассейне.
В глобальном масштабе тренд активности в последнем квартале на 20% ниже нормы, а полный годовой спад будет примерно на четверть ниже 2019 года. Для сравнения, в 2020 году деятельность регулярной авиации, вероятно, будет значительно меньше половины трафика 2019 года. Регулярные грузовые перевозки нарушили эту тенденцию, увеличив в этом году активность почти на 10% по сравнению с прошлым годом.
Показатели трафика бизнес-джетов и винтовых самолетов зимой продолжают ухудшаться, но не наблюдается резкого спада. Снижение спроса на рынке Северной Америки оказывает давление на рынок в целом: в этом месяце в ключевом регионе, в США, количество рейсов сократилось на 24%. Самым сильным был удар в начале месяца, после Дня Благодарения и президентских выборов; с тех пор активность несколько выросла. Международные рейсы составляют лишь небольшую часть трафика, но несколько направлений демонстрируют рост по сравнению с декабрем 2019 года: вылеты из США в Мексику увеличились на 4%, на Бермудские острова – на 7%, на Теркс и Кайкос – на 24%, а из США в Доминиканскую Республику трафик вырос более чем на 50% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Если говорить о Карибском регионе, то в декабре количество рейсов бизнес-авиации снизилось на 14% по сравнению с прошлым годом, что значительно сильнее, чем в целом по рынку. Из чуть более 3000 рейсов на Карибские острова в этом месяце более половины приходится на реактивные самолеты. Четверть рейсов выполнена компаниями по управлению самолетами, их активность близка к нормальной для этого времени года. Большинство рейсов идет из США, но трафик из Европы вырос более чем вдвое по сравнению с прошлым годом. У сверхдальних самолетов в этом месяце зафиксирован рост числа полетов в Карибский бассейн по сравнению с прошлым годом. Самые загруженные рейсы – местные, King Air 200 намного более популярен, чем обычно, на рейсах между Ямайкой, Кубой, Арубой и материковой частью США, в основном Флоридой. Карибские острова – не единственное место, где отдыхают туристы; трафик бизнес-джетов в Аспен в этом месяце вырос более чем на 50% по сравнению с 2019 годом.
В Европе в декабре наблюдается более устойчивая тенденция, чем в США: в первой половине декабря количество рейсов снизилось на 19%. Великобритания тянет рынок вниз, при этом здесь трафик упал как минимум на треть от нормы. Австрия также серьезно пострадала из-за возобновления карантина, реально теряя зимних туристов в это время года. Относительно меньше пострадали Франция и Швейцария – спад чуть более 15%. Рост активности в России за последние два месяца замедлился, но все еще держится на уровне прошлого года. Турция продолжает резко отличаться от Европы, показав в этом месяце прирост на 18%, в основном в сегменте бизнес-джетов. В Европе в целом чартерный рынок продолжает оставаться относительно устойчивым: количество рейсов снизилось на 15%, но спрос на более легкие самолеты, такие как Citation Mustang и Phenom 300, по-прежнему остается достаточно высоким.
Что касается аэропортов, то Внуково и Ататюрк являются лидерами в Европе и здесь на протяжении большей части последних двух месяцев наблюдается активность больше, чем в 2019 году. В США в Скоттсдейле и Уэст-Палм-Бич также сильные тенденции: явно растущая доля рынка полетов бизнес-авиации со времен начала пандемии. За пределами Европы и Северной Америки, Ближний Восток переживает более сильное восстановление: в аэропортах Дубая наблюдается увеличение трафика, хотя Саудовская Аравия еще не начала рост. В Азии центры деловой авиации, такие как Гонконг и Селетар, еще не достигли значительного подъема, но полеты авиации общего назначения сильно выросли в Австралии, особенно в аэропортах Перта и Дарвина.
В то время как в Австралии значительную долю занимают винтовые самолеты, сегмент тяжелых бизнес-джетов получает все большее распространение в Азии, при этом легкие джеты наиболее устойчивы в европейском регионе, а самолеты среднего размера по-прежнему пользуются относительно высоким спросом в США.
Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «Деловая авиация пытается преодолеть бурные воды из-за возобновленных карантинов, и в период, который уже не годится для туристических поездок, опустошенный рынок корпоративных путешествий не оказывает особой поддержки. Тем не менее, активность не сильно упала с поствесенних максимумов в октябре, и рынок отдыха, особенно отдыха на солнце и горнолыжных курортах, может расти по мере приближения Рождества».