Трафик на Super Bowl был низкий, но рынок США держится
WINGX: В феврале 2021 года (1-9 февраля) самолеты деловой авиации выполнили чуть менее 60 000 рейсов, что на 11% меньше, чем в феврале 2020 года
По данным еженедельного обзора WINGX Global Market Tracker, в феврале 2021 года (1-9 февраля) самолеты деловой авиации выполнили чуть менее 60 000 рейсов, что на 11% меньше, чем в феврале 2020 года. В Азии и Океании наблюдается некоторый рост по сравнению с прошлым годом, поскольку год назад здесь начались первые сбои в поездках из-за пандемии. Деловые самолеты в Южной Америке и Африке летают больше, чем в феврале прошлого года, а их флот эксплуатируется на комбинированных маршрутах шаттлов для логистики, грузовых и военных операций.
В США, которые все еще остаются крупнейшим рынком, активность держится в пределах 10% от нормы. Постоянно меняющиеся ограничения на границах в Европе явно сдерживают спрос, активность на 30% ниже номинала. Трафик регулярных авиакомпаний в Европе более чем на 70% ниже, чем в аналогичном периоде 2020 года.
Super Bowl
В феврале обычно наблюдается значительный всплеск активности бизнес-джетов в США в связи с ежегодным уик-эндом Super Bowl. В этом году на мероприятии в Тампе были строгие ограничения для зрителей, так что было далеко от обычной суматохи. Неудивительно, что в пиковый день активность снизилась на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а с пятницы по понедельник количество рейсов снизилось на 52%. Тем не менее, в трех основных аэропортах, Tampa, Peter Knight и Clearwater, объем трафика увеличился на 40% по сравнению с уровнем активности в остальное время месяца. В прошлом году 80% посетителей прибыли на мероприятие из-за пределов штата, в том числе 250 рейсов прибыли из других стран и 100 – на больших джетах. В этом году более половины прибывших было из других частей Флориды, только 20% прибыло на больших самолетах и менее 10 рейсов – из-за границы.
Соединенные Штаты
Несмотря на «тихий» Super Bowl, деловая авиация во Флориде по-прежнему процветает: в этом месяце чартерные перевозки выросли на 10% по сравнению с февралем прошлого года. Также наблюдается тенденция к увеличению количества рейсов турбовинтовых самолетов и бизнес-джетов в Техасе и Колорадо. Активность в Нью-Йорке, Джорджии, Аризоне и Мичигане довольно близка к норме. Но Калифорния пошла в обратную сторону, обычно самый загруженный штат США сейчас занимает 3-е место, а активность снижается на 22% по сравнению с февралем 2020 года. Короткие рейсы на легких самолетах способствуют устойчивости спроса в масштабах всей страны: в феврале на сверхлегких джетах было выполнено более 10 000 рейсов, что на 11% больше в годовом исчислении. Объем перевозок на тяжелых бизнес-джетах снизился более чем на 20%. Чартерные операции являются наиболее устойчивыми: налет чартеров с начала года сократился всего на 1%.
Европа
В Европе восстановление деловой авиации в 2021 году явно пошатнулось. С начала года до настоящего времени активность реактивных и винтовых самолетов снизилась на 30%, что хуже, чем снижение на 26% с апреля 2020 года. Восстановившись до пика в 1760 рейсов в день в августе прошлого года текущая 7-дневная тенденция значительно ниже 1000 ежедневных рейсов и вернулась к уровням июня прошлого года. Всё более строгие меры изоляции остановили спрос, долевые и частные рейсы сократились вдвое, а чартерный рынок упал на четверть. Больше всего пострадала Великобритания: в феврале 2021 года по сравнению с февралем 2020 года объем полетов бизнес-авиации упал более чем на 60%. Трафик во Франции и Германии снизился на треть, а в Испании – на 20%. Полеты из аэропортов России, Турции, Украины и Кипра увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом количество вылетов из аэропорта Ататюрк выросло на 25%.
Отсутствие лыжного сезона в Европе привело к сокращению числа рейсов бизнес-авиации в Австрию и Швейцарию и обратно. Отмена Всемирного экономического форума в этом году, который обычно привлекает множество бизнес-джетов, привела к снижению на 80% количества рейсов в аэропортах Цюриха, Дюбендорфа, Альтенрайна и Санкт-Морица. В прошлом году на мероприятие прибыло 80 международных рейсов деловой авиации из США, в этом году – ни одного. Примечательно, что в этом году было столько же полетов поршневых самолетов, сколько и в прошлом году.
Напротив, рост трафика бизнес-джетов в Турции и России происходит за счет тяжелых и дальнемагистральных самолетов: активность Embraer Legacy 600 в этом месяце в России выросла на 16%, а активность Challenger 850 увеличилась на 30% по сравнению с февралем 2020 года. Самые популярные маршруты в России – из Внуково в Сочи, Ригу и Аль-Мактум, Дубай.
Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «Региональные тенденции в регулярном авиасообщении довольно последовательны, причем во всех странах, кроме Азии, в этом месяце наблюдается снижение более чем на 50%, тогда как тенденции активности деловой авиации сильно расходятся. Европейский рынок колеблется, особенно в Западной Европе, а рынок США стабилизировался на уровне примерно на 10% ниже нормы. Кроме того, наблюдается существенное отклонение от нормы внутри США – Калифорния останавливается, в то время как в общем бизнес-авиация все еще процветает».