WINGX: Призрачная надежда на Рождество
В Европе наблюдается умеренное восстановление спроса в преддверии Рождества, и операторы сообщают о сильном бронировании на праздничные чартеры, особенно на дальние рейсы в теплые края
Согласно еженедельному обзору WINGX Global Market Tracker, опубликованному в четверг, в первую неделю декабря было выполнено 82919 рейсов бизнес-авиации, что на 24% ниже, чем в аналогичном периоде 2019 года. Также сократился налет, причем эти тенденции явно ухудшились после ноябрьского падения на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличив общий спад мировой активности с середины октября. Количество действующих операторов бизнес-авиации в этом месяце снизилось на 20%, а действующий флот – на 14%. Однако спрос на бизнес-авиацию по-прежнему превышает спрос на коммерческую авиацию, пассажиропоток которой в декабре снизился на 49%.
С начала ноября по сегодняшний день активность деловой авиации в мире снизилась на 17%, регулярные авиакомпании сократили трафик на 50%, а объем грузовых авиаперевозок за этот период вырос на 7%.
В декабре на североамериканском рынке наблюдалось резкое замедление трафика деловой авиации, после окончания сильного периода праздничных поездок на День Благодарения, а также ужесточения ограничений на путешествия в большей части региона на фоне роста заражений. В первую неделю декабря активность полетов в США и Канаде находится на самом низком уровне с весны, соответственно на 27% и 31% ниже нормы.
Существует некоторая устойчивость в использовании самолетов бизнес-авиации для грузовых перевозок, скорой медицинской помощи и логистики, а также для некоторых челночных перевозок, заполняющих пробелы, создаваемые сокращением полетов регулярных авиакомпаний. Но все другие типы операторов, включая чартерные перевозки, сокращаются почти на 30%. Влияние вируса на бизнес-авиацию сопоставимо с регулярными авиаперевозками, которые восстановились до 67% от нормы в День Благодарения, но снизились на 47% в декабре.
Ужесточение режима повторного локдауна в США привело к снижению активности по всей стране; в этом месяце ни в одном штате не наблюдалось роста, а в самом загруженном штате Флорида трафик снизился на 14%. Это подводит Флориду к уровню Техаса, где тенденция относительно прошлого года постепенно восстанавливается. Относительно устойчив трафик в Аризоне, Вайоминге, Монтане и Орегоне, активность примерно на 10% ниже от нормы. Количество рейсов внутри Орегона увеличилось на 20%, а между Нью-Йорком и Флоридой наблюдается умеренный рост. Трафик из аэропортов Неаполя и Уэст-Палм-Бич в этом месяце увеличился по сравнению с прошлым годом, а также Скоттсдейл сохраняет рост в 2020 году. Напротив, количество рейсов деловой авиации в Нью-Джерси в это время года снова упало ниже 50% от нормы.
Активность деловой авиации в Европе снижается чуть менее чем на 20%, незначительно ухудшаясь с ноября. Достигнув пика около 2500 рейсов в день еще в августе, активность затем снизилась примерно до 1300 ежедневных рейсов, так как с ноября снова были введены карантины.
С начала этого месяца произошли некоторые улучшения, поскольку ограничения в некоторых странах смягчаются; ежедневная активность в Великобритании выросла на 20% с начала декабря, хотя в стране по-прежнему наблюдается 37%-ный дефицит полетов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (для сравнения: за тот же период объем регулярных авиаперевозок снизился на 82%). Что касается других крупных европейских рынков, то Франция демонстрирует некоторое восстановление: количество рейсов сократилось на 11%, при том, что в ноябре активность деловой авиации во Франции снизилась на 21%.
В европейском регионе по-прежнему наблюдаются некоторые области аномального роста, при этом рост деловой авиации сохраняется в России, Турции, а также в Финляндии. В Турции в декабре наблюдается 14%-ный рост полетов на легких джетах и турбовинтовых самолетах: Lear 45, King Air 200, Citation Excel, Citation Bravo. Кроме того, платформа Global Express, включая Global 6500, демонстрирует более чем удвоенную активность из Турции по сравнению с прошлым годом. Самый загруженный трафик – это внутренние рейсы между Анталией, Стамбулом и Ататюрком, с некоторым ростом международных рейсов с Тель-Авивом и Тираной.
В Западной Европе, на прошлой неделе в аэропортах Цюриха и Кельна наблюдался рост активности, Ницца близка к норме, но в других крупных аэропортах трафик снижается, в Лутоне активность упала на 60%.
За пределами Северной Америки и Европы наблюдается значительный рост в Южном полушарии, при этом трафик деловой авиации значительно вырос в Австралии, включая Мельбурн, Аделаиду, Брисбен. Кроме того, на Ближнем Востоке есть несколько горячих точек, в частности, Тель-Авив и Аль-Мактум в Дубае.
Также в этом месяце трафик вырос по сравнению с прошлым годом в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, в то время как в Мумбаи и Эр-Рияде по-прежнему наблюдается гораздо меньшая активность. В глобальном масштабе в этих регионах фиксируется намного меньшая активность сверхдальних бизнес-джетов, тогда как тяжелые джеты являются самым загруженным сегментом и выполняют больше полетов в годовом исчислении. Это контрастирует с Европой, где самый загруженный сегмент – это легкие бизнес-джеты, с ростом чартерного налета в этом месяце на Citation Mustang и Phenom 300.
Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «Зимняя волна коронавируса направилась на запад – из Европы в Северную Америку, и ее последствия вызвали новые ограничения на поездки и резкое изменение всплеска активности деловой авиации, которое мы наблюдали в День Благодарения. Тем временем в Европе наблюдается умеренное восстановление в преддверии Рождества, и многие операторы сообщают о хороших бронированиях на праздничные чартеры, особенно на дальние рейсы в теплые края».